8.1. Рифма с вклинением и рифма с выпадением
Существуют еще два прекрасных вида рифмы: с вклинением и с выпадением. Это два противоположных приёма: при рифме с вклинением в рифмованный слог добавляется согласная, а при рифме с выпадением – изымается. Поясним на примере:
Март, на белом поле коркой наст.
Прикоснуться мне к себе позволь!
Будет напряжение у нас
В 220 незабвенных вольт!
В данном случае «наст – нас» – рифма с выпадением, так как выпала буква «т», а «позволь – вольт» – рифма с вклинением, так как та же самая буква «т» здесь вклинилась.
8.2. Двоякая и абсолютная рифма
Ещё один интересный пример рифм: двоякие и абсолютные. Двоякие рифмы позволяют рифмовать с одним словом два слова, между собой не рифмующиеся. Это особенно хорошо для пяти- и шестистиший с рифмовкой, например, «ababab». Чаще всего это слова, у которых ударные слоги заканчиваются двумя согласными. Приведём пример:
Проиграл я жизни долгий спор,
Пусть для смерти я не очень стар,
Я беру последний свой аккорд,
Как у сосен свитератый бард!
Сколько мне осталось – месяц? год?
На гитаре жизни я распят!
В данном случае со словом «аккорд» рифмуются слова «спор» и «год», не рифмующиеся между собой, а со словом «бард» – «стар» и «распят» соответственно. Но нужно понимать, что не все буквосочетания расположены к двоякой рифме – в каких-то случаях она будет прямой, например при близких по звучанию согласных «мн», «мл», «нл»:
Пушкин трезво пишет о Коломне,
Луч его Отечества преломлен,
Перейдут казаки через Дон ли?
Здесь стоит говорить о том, что первая и третья строчки рифмуются между собой и так, хотя, безусловно, наличие второй обогащает рифму всего трёхстишия.
Также есть понятие абсолютной рифмы. Такой называется рифма, в которой согласные звуки в ударном слоге на письме полностью совпадают, а по звучанию – один из них твердый, а другой мягкий:
Из земли топорщится росток,
Малыши проехали в коляске.
С неба маслом солнца лучик стёк,
Я в твоей опять нуждаюсь ласке!
Сюда не относятся примеры типа «бабла – корабля», «усни – блесны». То есть абсолютная рифма не должна «ставить точку» в строке, она должна быть прикрыта безударным слогом или согласным звуком. Хотя к чему эти хитромудрые оговорки? Ведь и так видно, что «коляске – лачке» – хорошая рифма, а «бабла – корабля» – не рифма вообще! Здесь проще довериться своим глазам и ушам.
Итак, в этом примере абсолютная рифма проявляется в слогах «сток – стёк» и «ляске – ласке». Как и в случае с бедной рифмой, нужно отдавать себе отчёт в том, что «абсолютная рифма» – конкретный технический термин, не подразумевающий совершенства рифмы. С точки зрения общепринятых понятий, абсолютной является как раз глубокая рифма.
Однако стоит помнить, что во всех других случаях, кроме описанного (напомним: согласные в ударном слоге полностью совпадают, а гласные – различаются: твёрдая и мягкая, причем гласная не является последней в строке), применение рифмы с наличием мягкой и твёрдой ударной гласной – грубая ошибка. Сравните: «виток – Витёк» (абсолютная рифма) и «виток – притёр» (согласные в ударном слоге не совпадают), «рот – орёт» (абсолютная рифма) и «рот – рёв» (согласные в ударном слоге не совпадают), «тома – томя» (гласная является последней в строке).
Задание к блоку VIII
Закончите четверостишие двумя строчками, применив рифму с вклинением и рифму с выпадением.
Я слышу за дверями бурный гвалт,
Как будто провалился в доме пол!
Придумайте три любые абсолютные рифмы и две двоякие рифмы.