Русский язык как венец стихотворения

Быть поэтом – вершина удач!

И, справляясь с такими нагрузками,

Добр будь, в мелочах не косячь,

Не забудь языка, отче, русского!

 

20.1. Основные стилистические и смысловые ошибки в стихотворениях
 

Мы просим вам внимательно относиться к требованиям норм русского языка. Все орфографические и грамматические правила мы комментировать не будем, но обратим ваше внимание на ряд типичных ошибок. Например:

 

Загнал мышонка в раковину кот,

И он теперь не ведает хлопот.

 

(Кто не ведает хлопот? Мышонок или кот? Следите за применением местоимений).

 

Будьте внимательны при использовании деепричастных оборотов:

 

В настроении очень дурном пребывая,

Вдруг нашелся билетик от чудо-трамвая!

 

(В дурном настроении, вероятно, пребывает некий лирический герой, но деепричастие здесь применено таким образом, что дурное настроение приписано трамвайному билету).

 

Также обращайте внимание на смысловые моменты. Зачастую в написанном стихотворении могут быть грубые смысловые ошибки:

 

На границе России и Швеции

Пью шампанское стоя – «Советское»!

 

(У России и Швеции нет общей границы).

 

С тобой мы познакомились в «Сапсане»,

Увидел прелесть – и подсел я к ней!

Июль мне подарил тебя, Оксана!

Июль – волшебник! Тридцать ярких дней!

 

(В июле тридцать один день, а не тридцать).

 

Но нередко автор специально допускает ряд смысловых ошибок, рассматривая это как художественный приём:

 

Я сплю? Иль это всё же наяву?

Я видел или просто показалось мне?

В пруду я вместе с курицей плыву,

Над нами косяком летают страусы.

 

20.2. Вы не ослышались!..
 

Мы с вами изучили все поэтические азы, узнали многие литературные приёмы, освоили тактику стихосложения и написали стихотворение, отвечающее всем канонам. И вдруг – читатель катается по полу от смеха и тычет в вас пальцем, лукаво подмигивая! Что же произошло? Например, прочитайте внимательно это пятистишие:

 

О, её лица овал,

Рук волшебны оковы!..

Подарю цветы! И бал

Посетим в дворце Донсковых!

Счастья больше я не знал!..

 

Или вот такое четверостишие:

 

Мир спасает яркий женский пыл,

От мужчин – лишь неурядицы!

Если всадник немощен и хил,

Посади лихую всадницу!

 

Рифмы здесь хороши, нестандартны, но некие звукосочетания как минимум двусмысленны. Чтобы избежать таких казусов, не ленитесь перечитывать то, что вы написали, – не восторженно и с переживаниями поэта, а отстранённо и монотонно.

 

20.3. Плохие поэты. Несколько вредных советов
 

В качестве заключения позвольте дать вам несколько советов, как лучше писать стихотворение:

1. Вооружитесь типичной рифмой: «любовь – кровь» работает веками, не стоит придумывать что-то новое!

2. Если ваше драгоценное внимание будут обращать на такие неловкости, как правила русского языка, то скажите, что вы не диктант пишете.

3. Если кто-то посмеет высказать сомнения в идеальности стиля, пафосно закатите глаза и поведайте о глубине своих чувств, о важности идеи стихотворения и о бренности формы как таковой.

4. Если вам предъявят обвинения в сомнительности рифмы, посмотрите на предъявителя снисходительно и задайте ему вопрос о его поэтическом опыте. Сведите всё к ругани, грызне и личным оскорблениям.

5. Меняйте стихотворные размеры как можно чаще! Писать одним размером – позапрошлый век! Это утомительно, нудно и несовременно! А вариации (причём лучше в рамках одного четверостишия) покажут нестандартность вашего мышления!

6. Почаще спрашивайте мнение близких вам людей (особенно тех, которым посвящаете стихи): они всегда объективны и подкованы в поэзии на все сто!

7. Никогда не переделывайте собственные стихи! Первая версия – это то, что продиктовала вам душа! Даже если эта версия несовершенна и имеет явные изъяны, смотрите пункты 1–5.

8. Хвалите работы других поэтов! Даже если они дрянные и вас от них тошнит, всё равно хвалите: другие поэты, скорее всего, будут делать в ответ то же самое! Да и правда, кому нужна эта пронафталиненная объективность?

 

Задание к блоку XX
 

Найдите стилистические и смысловые ошибки в стихотворениях. Исправьте их так, чтобы каждое стихотворение сохранило свой размер и смысл.

 

«Определить я не в силе:

Это анапест, да?»

Двойка! Ты путаешь стили!

Падаешь не туда!

 

Русь поднялась навзрыд,

Гитлера рать взбесила!

Сделал большой прорыв

Наш капитан Брусилов!

 

Мы правила все свергали,

И было нам хорошо!

Из комнаты вышла Галя,

Я тут же в неё вошёл!

 

Это вам не будни стометровки,

Страсти закипают на футболе!

Вбрасывая аут из-за бровки,

Мячик устремился к центру поля.

 

Подготовка к экзамену, практика
 

Напишите три стихотворения на одну тему – по одному на каждый заданный стихотворный размер:

– Четырёхстопный хорей с перекрёстной мужской и женской рифмой.

– Пятистопный ямб с опоясанной мужской рифмой.

– Трёхстопный амфибрахий с произвольной рифмой с рифмовкой «ababa».

TEST
Наверх