Быть поэтом – вершина удач!
И, справляясь с такими нагрузками,
Добр будь, в мелочах не косячь,
Не забудь языка, отче, русского!
20.1. Основные стилистические и смысловые ошибки в стихотворениях
Мы просим вам внимательно относиться к требованиям норм русского языка. Все орфографические и грамматические правила мы комментировать не будем, но обратим ваше внимание на ряд типичных ошибок. Например:
Загнал мышонка в раковину кот,
И он теперь не ведает хлопот.
(Кто не ведает хлопот? Мышонок или кот? Следите за применением местоимений).
Будьте внимательны при использовании деепричастных оборотов:
В настроении очень дурном пребывая,
Вдруг нашелся билетик от чудо-трамвая!
(В дурном настроении, вероятно, пребывает некий лирический герой, но деепричастие здесь применено таким образом, что дурное настроение приписано трамвайному билету).
Также обращайте внимание на смысловые моменты. Зачастую в написанном стихотворении могут быть грубые смысловые ошибки:
На границе России и Швеции
Пью шампанское стоя – «Советское»!
(У России и Швеции нет общей границы).
С тобой мы познакомились в «Сапсане»,
Увидел прелесть – и подсел я к ней!
Июль мне подарил тебя, Оксана!
Июль – волшебник! Тридцать ярких дней!
(В июле тридцать один день, а не тридцать).
Но нередко автор специально допускает ряд смысловых ошибок, рассматривая это как художественный приём:
Я сплю? Иль это всё же наяву?
Я видел или просто показалось мне?
В пруду я вместе с курицей плыву,
Над нами косяком летают страусы.
20.2. Вы не ослышались!..
Мы с вами изучили все поэтические азы, узнали многие литературные приёмы, освоили тактику стихосложения и написали стихотворение, отвечающее всем канонам. И вдруг – читатель катается по полу от смеха и тычет в вас пальцем, лукаво подмигивая! Что же произошло? Например, прочитайте внимательно это пятистишие:
О, её лица овал,
Рук волшебны оковы!..
Подарю цветы! И бал
Посетим в дворце Донсковых!
Счастья больше я не знал!..
Или вот такое четверостишие:
Мир спасает яркий женский пыл,
От мужчин – лишь неурядицы!
Если всадник немощен и хил,
Посади лихую всадницу!
Рифмы здесь хороши, нестандартны, но некие звукосочетания как минимум двусмысленны. Чтобы избежать таких казусов, не ленитесь перечитывать то, что вы написали, – не восторженно и с переживаниями поэта, а отстранённо и монотонно.
20.3. Плохие поэты. Несколько вредных советов
В качестве заключения позвольте дать вам несколько советов, как лучше писать стихотворение:
1. Вооружитесь типичной рифмой: «любовь – кровь» работает веками, не стоит придумывать что-то новое!
2. Если ваше драгоценное внимание будут обращать на такие неловкости, как правила русского языка, то скажите, что вы не диктант пишете.
3. Если кто-то посмеет высказать сомнения в идеальности стиля, пафосно закатите глаза и поведайте о глубине своих чувств, о важности идеи стихотворения и о бренности формы как таковой.
4. Если вам предъявят обвинения в сомнительности рифмы, посмотрите на предъявителя снисходительно и задайте ему вопрос о его поэтическом опыте. Сведите всё к ругани, грызне и личным оскорблениям.
5. Меняйте стихотворные размеры как можно чаще! Писать одним размером – позапрошлый век! Это утомительно, нудно и несовременно! А вариации (причём лучше в рамках одного четверостишия) покажут нестандартность вашего мышления!
6. Почаще спрашивайте мнение близких вам людей (особенно тех, которым посвящаете стихи): они всегда объективны и подкованы в поэзии на все сто!
7. Никогда не переделывайте собственные стихи! Первая версия – это то, что продиктовала вам душа! Даже если эта версия несовершенна и имеет явные изъяны, смотрите пункты 1–5.
8. Хвалите работы других поэтов! Даже если они дрянные и вас от них тошнит, всё равно хвалите: другие поэты, скорее всего, будут делать в ответ то же самое! Да и правда, кому нужна эта пронафталиненная объективность?
Задание к блоку XX
Найдите стилистические и смысловые ошибки в стихотворениях. Исправьте их так, чтобы каждое стихотворение сохранило свой размер и смысл.
«Определить я не в силе:
Это анапест, да?»
Двойка! Ты путаешь стили!
Падаешь не туда!
Русь поднялась навзрыд,
Гитлера рать взбесила!
Сделал большой прорыв
Наш капитан Брусилов!
Мы правила все свергали,
И было нам хорошо!
Из комнаты вышла Галя,
Я тут же в неё вошёл!
Это вам не будни стометровки,
Страсти закипают на футболе!
Вбрасывая аут из-за бровки,
Мячик устремился к центру поля.
Подготовка к экзамену, практика
Напишите три стихотворения на одну тему – по одному на каждый заданный стихотворный размер:
– Четырёхстопный хорей с перекрёстной мужской и женской рифмой.
– Пятистопный ямб с опоясанной мужской рифмой.
– Трёхстопный амфибрахий с произвольной рифмой с рифмовкой «ababa».