Пришла пора плохих поэтов,
Пора банальственных утех!
Рифмуй «любовь» и «кровь»! При этом
Считай себя превыше всех!
13.1. Однокоренные рифмы
Однокоренные рифмы – это, как нетрудно догадаться, рифмы, подобранные из однокоренных слов. Они обедняют стихотворение и говорят о скудости фантазии автора. «Имел – поимел», «чего – ничего», «бег – разбег» – всё это именно такие примеры.
Я тебя беру за руку,
Ты меня за что берёшь?
Я согласен на поруку,
Всех костей не соберёшь!
Разумеется, однокоренные рифмы использовать не следует. Однако не нужно путать их с омонимами – словами, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Их применение как раз будет свидетельствовать о нестандартности вашего мышления.
У меня показаний дача:
В зад всадил прокурору дробь!
Ты за городом, это дача;
Семь на три, получилась дробь!
Возьми волшебный крем для век
И будь красивой целый век!
13.2. Песенные рифмы
Избегайте применять в своей практике созвучия – мы для себя характеризуем их как песенные рифмы: для песни, особенно современной, они сгодятся, но к стихам предъявляются куда более строгие требования. Еще раз напомним вам понятие «бедная рифма»: оно подразумевает рифмовку только ударных гласных – «копнул – утру», «моя – одна», «вода – пора», «ушёл – весной», «тебе – весне». Всё это напоминает рифму только издалека.
Повторимся, в песне это может «прокатить» – исполнитель протягивает нужные гласные, глотая ненужные согласные. Мы куда более трепетно относимся к применяемой рифме и злоупотреблять таким приёмом не будем. Впрочем, им не стоит злоупотреблять и в песенных текстах.
13.3. Однородные рифмы
В блоке IX нашего курса шла речь о разнородных рифмах как свидетельстве мастерства автора. Теперь же в продолжение этой темы скажем пару слов об однородных рифмах как признаке его же, автора, ограниченности. Однородная рифма в определенной мере приемлема для существительных – их имеется достаточное количество для того, чтобы рифма не выглядела банальной: «батон – затон», «баррикада – цикада». Такая рифмовка существительных приемлема и чаще всего смотрится вполне прилично. Другое дело – глаголы!
Вот тут можно быть «гениальным» поэтом, развернувшись на полную катушку: «пришёл – извёл», «целовать – прибывать», «находить – подводить». Рифмовка глаголов допускается разово, ничего страшного в ней нет. Но когда она становится регулярной, то тут же бросается в глаза, выдавая крайне низкий уровень вашего творения.
Подчеркнём ещё раз: в однородных рифмах нет криминала, но применение разнородной рифмы украшает и облагораживает ваш стих!
13.4. Царство банальности
Думаем, стоит лишний раз привести самые известные, классические примеры применения банальных рифм: «розы – морозы», «любовь – кровь», «себе – тебе», «весна – не до сна», «опять – двадцать пять». Конечно, их количество не ограничивается перечисленными парами. Если вы сомневаетесь, если вам кажется, что применённая рифма – изъезженная, поменяйте её! Придумайте другую. Пусть рифма будет чуть менее идеальная, но новая, ваша!
Задание к блоку XIII
Прочитайте стихотворение, найдите бедные рифмы, однородные и банальные. Перепишите стихотворение, подобрав более удачные рифмы и сохранив его размер и сюжет.
Я тебя в окне увидел,
Без всего ходила ты!
Откровенно ненавидел
Сокровенные мечты!
Я задёрнул шторы! Тише!
Смолкнет музыка в ночи!
Дождик капает по крыше,
Сердце прыгает в груди!
Я открою окна снова,
Ты одетая! Ура!
Наслаждаюсь жизнью новой,
Пусть в душе моей весна!