Как не надо рифмовать

Пришла пора плохих поэтов,

Пора банальственных утех!

Рифмуй «любовь» и «кровь»! При этом

Считай себя превыше всех!

 

13.1. Однокоренные рифмы
 

Однокоренные рифмы – это, как нетрудно догадаться, рифмы, подобранные из однокоренных слов. Они обедняют стихотворение и говорят о скудости фантазии автора. «Имел – поимел», «чего – ничего», «бег – разбег» – всё это именно такие примеры.

 

Я тебя беру за руку,

Ты меня за что берёшь?

Я согласен на поруку,

Всех костей не соберёшь!

 

Разумеется, однокоренные рифмы использовать не следует. Однако не нужно путать их с омонимами – словами, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Их применение как раз будет свидетельствовать о нестандартности вашего мышления.

 

У меня показаний дача:

В зад всадил прокурору дробь!

Ты за городом, это дача;

Семь на три, получилась дробь!

 

Возьми волшебный крем для век

И будь красивой целый век!

 

13.2. Песенные рифмы
 

Избегайте применять в своей практике созвучия – мы для себя характеризуем их как песенные рифмы: для песни, особенно современной, они сгодятся, но к стихам предъявляются куда более строгие требования. Еще раз напомним вам понятие «бедная рифма»: оно подразумевает рифмовку только ударных гласных – «копнул – утру», «моя – одна», «вода – пора», «ушёл – весной», «тебе – весне». Всё это напоминает рифму только издалека.

Повторимся, в песне это может «прокатить» – исполнитель протягивает нужные гласные, глотая ненужные согласные. Мы куда более трепетно относимся к применяемой рифме и злоупотреблять таким приёмом не будем. Впрочем, им не стоит злоупотреблять и в песенных текстах. 

 

13.3. Однородные рифмы
 

В блоке IX нашего курса шла речь о разнородных рифмах как свидетельстве мастерства автора. Теперь же в продолжение этой темы скажем пару слов об однородных рифмах как признаке его же, автора, ограниченности. Однородная рифма в определенной мере приемлема для существительных – их имеется достаточное количество для того, чтобы рифма не выглядела банальной: «батон – затон», «баррикада – цикада». Такая рифмовка существительных приемлема и чаще всего смотрится вполне прилично. Другое дело – глаголы!

 

Вот тут можно быть «гениальным» поэтом, развернувшись на полную катушку: «пришёл – извёл», «целовать – прибывать», «находить – подводить». Рифмовка глаголов допускается разово, ничего страшного в ней нет. Но когда она становится регулярной, то тут же бросается в глаза, выдавая крайне низкий уровень вашего творения.

Подчеркнём ещё раз: в однородных рифмах нет криминала, но применение разнородной рифмы украшает и облагораживает ваш стих!

 

13.4. Царство банальности
 

Думаем, стоит лишний раз привести самые известные, классические примеры применения банальных рифм: «розы – морозы», «любовь – кровь», «себе – тебе», «весна – не до сна», «опять – двадцать пять». Конечно, их количество не ограничивается перечисленными парами. Если вы сомневаетесь, если вам кажется, что применённая рифма – изъезженная, поменяйте её! Придумайте другую. Пусть рифма будет чуть менее идеальная, но новая, ваша!
 

Задание к блоку XIII
 

Прочитайте стихотворение, найдите бедные рифмы, однородные и банальные. Перепишите стихотворение, подобрав более удачные рифмы и сохранив его размер и сюжет.

 

Я тебя в окне увидел,

Без всего ходила ты!

Откровенно ненавидел

Сокровенные мечты!

 

Я задёрнул шторы! Тише!

Смолкнет музыка в ночи!

Дождик капает по крыше,

Сердце прыгает в груди!

 

Я открою окна снова,

Ты одетая! Ура!

Наслаждаюсь жизнью новой,

Пусть в душе моей весна!

TEST
Наверх