Математик – в мире логарифмов,
В облаке мельдония – атлет.
В райский сад, в котором светит рифма,
Приоткрой окно скорей, поэт!
7.1. Белый стих: поэзия или нет?
Белый стих – это стих, не имеющий рифмы, но обладающий определённым размером. То есть структура построения у него такая же, как и в обычном стихотворении, но рифма отсутствует. Так получается белый ямб, белый хорей так далее.
Белый стих – прямой потомок безрифменных стихов, яркие примеры которых мы можем найти, например, в античной поэзии, в частности у Горация. Смысл выделить его в отдельное направление появился тогда, когда в мировой литературе сложились традиции рифмованной поэзии. Несмотря на такие достойные "корни", белый стих время от времени все-таки подвергается критике, а потому споры о нем не стихают: кто-то считает, что белый стих применяют те, кто не умеет хорошо рифмовать; их оппоненты, наоборот, называют его вершиной мастерства, вишенкой на торте поэзии.
Я ставил капканы и сам в них попал!
О Господи, что я наделал?
Не вижу за окнами я ничего,
И тело пылает пожаром!
Так или иначе, на наш взгляд, «баловаться» белым стихом имеет смысл, имея определённый поэтический опыт. Поэтому мы не рекомендуем вам выполнять задания белым стихом.
7.2. Виды рифмы. Мужские и женские рифмы
Звучание стихотворной строки во многом зависит от того, чем она оканчивается – ударным слогом, безударным, двумя безударными (выше мы уже рассматривали такой случай – это дактилическое окончание) или даже тремя безударными. Чем больше в конце строки безударных слогов, тем мягче она звучит, создавая соответствующее настроение.
Если строка оканчивается ударным слогом, то такая рифма называется мужской. Легко запомнить: мужчина сказал – как отрезал! Поставил в конце жирную точку!
Сегодня лень идти в спортзал!
Побуду дома, я сказал…
А вот если за ритмическим ударением следует еще один, последний в строке, безударный слог, это звучит как робкое «а если?..», как последняя попытка сгладить острый угол, что свойственно женщинам. И такая рифма, соответственно, называется женской:
Ты, как Обломов из романа,
Теперь не встанешь и с дивана?
Вот еще пример мужской рифмы:
Пришёл с работы, снял пиджак,
Но брюки мне не снять никак.
А это – пример женской:
Под звуки струн снимая платье,
Я слышу робкий голос: «Хватит»…
Надеемся, что эти простые примеры помогут вам запомнить: «пиджАк» (строка заканчивается ударным слогом) – мужская рифма, «плАтье» (строка заканчивается безударным слогом) – женская. Единственное, что смущает авторов, – это то, что «водка», «пиво», «текила», «виски» – это женская рифма, а «вино» и «компот» – мужская…
Загадка наши души поразила,
Как хитро всё сплетается в одно:
У женщин рифма – «виски» и «текила»,
А у мужчин – осталось лишь «вино».
Впрочем, в изложении этой темы вполне можно обойтись и без сексизма, ведь на самом деле все проще: названия видов рифм пришли к нам из средневековой французской поэзии, в языке которой слова женского рода оканчивались безударным слогом «е».
Рассмотрим ещё один пример для закрепления:
Поскольку ты пришла попозже,
Я съел пельменей полкило.
Но что особенно тревожит,
Я выпил полностью мерло.
В данном стихотворении присутствует мужская рифма в чётных строках и женская в нечётных.
Вернемся еще раз к тем видам рифмы, при которых ударение не падает ни на последний слог, ни на предпоследний. Ударение на третий слог с конца характерно для дактиля, поэтому рифма называется дактилической:
Вижу я степи прогонные:
Скот, подгоняемый горнами,
Пары супругов законные!
С одной стороны, не хочется вас запутать, но с другой – совершенно необходимо пояснить: дактилическая рифма применяется не только в дактиле. Более того, не обязательно только в трёхсложных размерах! Например, ниже приведены амфибрахий и четырёхдольник с дактилической рифмой.
За Веру, Царя и Отечество!
За жизнь, за вино с сослуживцами!
Легко принимаем картечи мы
Волну, к нам летящей с убийцами!..
Мой фюрер! К чёрту эту морозилку!
Не Франция! Здесь холод и распутица!..
У воинов кровь стынет вмиг в поджилках,
Вся армия моя насквозь простудится!..
Встречается и гипердактилическая рифма и даже супергипердактилическая, когда ударение падает на четвёртый и далее слог с конца строки, но это совсем редкие случаи.
7.3. Рифмовка ударного слога, предударная и глубокая рифма
Начинающие поэты чаще всего прибегают к рифме, основанной на гласной букве ударного слога. Например, у вас есть слово «весна» и рифмой к нему вы берете слово «душа». «Весна – душа». Что-то не то, не находите? Гораздо лучше брать несколько букв из ударного слога – не только букву «а», но и комбинацию из двух букв «на»: например, «длина». А ещё лучше – три буквы «сна»: «сосна»! Сравните «весна – душа», «весна – длина», «весна – сосна». Чувствуете, как улучшается рифма?
Если вы возьмете из слова ударный слог и предударный (стоящий перед ним) и подберете к ним рифму, а заударный слог (стоящий после ударного) не примете во внимание, то получите предударную рифму.
Например: «Стоянов – стояла», «разведанный – развенчанный», «газели – газета». Данная рифма очень специфична и, на наш взгляд, далеко не всегда уместна. Но её существование призывает нас двигаться к глубокой рифме.
Глубокая рифма подразумевает совпадение и ударного, и предударного слога.
Например:
Боль весны придёт со снегом талым,
Мозг резвится, будто заводной!
Но с тобой не буду я усталым,
Только лишь с тобой! С тобой одной!
Глубокая рифма никогда не будет бедной. По определению, бедная рифма – рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные. Например: «добро – тепло», «голове – Шевроле». Но помимо официального определения, вы можете столкнуться и с ненаучной формулировкой: в таком случае бедной называют слабую и несовершенную рифму. Мы придерживаемся именно первой формулировки.
Задание к блоку VII
Определите мужскую, женскую и дактилическую рифму в стихотворении:
Сяду я в роскошное авто,
По шоссе умчу на нём в Карелию!
Всё, что в душном городе, – не то!
Мир – чудесен днями и неделями!
Мир – овраги, скалы и озёра,
Я туда поеду очень скоро!
Придумайте глубокую рифму к следующим строкам (можно сделать послабление в смысловой нагрузке):
– За дамою вышел козырной валет…
– А денег нет казённых, вот те на!..
– Из-за буерака слышны стоны…