Все мы привыкли к тому, что рифмой к слову является слово, например «стихи – грехи». А как насчёт того, что рифмой к слову может быть комбинация слов? Это уже следующая ступенька! Умение применять составные рифмы – признак качества, мастерства и уникальности поэта! «Провокация – пробок акция», «касательная – коса дельная», «потаскухи –года скуки». Звучит?
Я слышу горн, пора и пробуждаться нам,
Товарищ, пестрой лентой помаши, ну!
Сегодня Шерлок Холмс с коллегой Ватсоном
Доставят баскервильскую машину!
Можно играть словами не только в рамках «слово – комбинация слов», но и «комбинация слов – другая комбинация слов». Таким образом можно «углублять» рифму даже не на один-два слога, а на пять-шесть, делая строки рифмованными не только окончаниями, но и серединой!
Кто точно справится из нас с ударами?
Кто видит ход в дистанции подлётной?
И, не забрав лица из дна, сударыня,
Слабо уйти не с танцами под лёд нам?
Гений применения составной рифмы, как вы уже догадались, – Владимир Владимирович Маяковский. Но крайне вам не советуем сразу же следовать его примеру! Многие считают, что любой рваный ритм, алогизмы и глубокие составные рифмы – это и есть подражание Маяковскому. На самом деле большинство его произведений подчинено уникальному чувству стиля, уловить который удаётся далеко не всем.
Поэтому мы на первых этапах и оберегаем вас от непроходимых дебрей составной рифмы – будьте умеренны. Как говорит один из авторов курса: «Главное – знать меру и уйти на пике!».
Задание к блоку XI
Придумайте составные рифмы к следующим словам:
– ристалище
– аппликация
– растворение
– вредительство
Закончите четверостишие, применив составную рифму:
Я вижу, вы простуженно напуганы?
А может быть, напуганно простужены?