Стихотворный размер

5.1. Классические стихотворные размеры
 

Вот мы и подошли к важнейшей теме – стихотворным размерам, о которых в предыдущем блоке уже было сказано немало. Разобраться в стихотворных размерах у вас получится только в том случае, если вы твердо усвоили, что такое стопа.

При всем кажущемся разнообразии основных стихотворных размеров на свете всего пять. То есть их даже меньше, чем нот в музыке (которых, напомним, семь). Есть и другие, редко встречающиеся размеры, но о них – позже, после того, как вам станут родными основные размеры.

Сколько может быть слогов в одной стопе? Два или три. Это элементарные частицы, как в химии. Вся остальная стихотворная вселенная строится именно из них.

Итак, в зависимости от того, сколько слогов получается в одной стопе, выделяют два основных типа стихотворных размеров: двухсложные и трёхсложные. В свою очередь, двухсложные делятся на два вида (ведь ритмическое ударение может падать или на первый слог, или на второй), а трехсложные – на три вида (так как там у ритмического ударения есть три варианта, куда падать). И каждый вид имеет свое название.

Наглядно разобраться с размерами нам поможет таблица. На схемах вертикальными штрихами обозначены слоги, на которые падает ритмическое ударение, горизонтальными – слоги, на которые оно не падает.

 

Количество слогов в стопе

Два слога

Три слога

Размер

Хорей

Ямб

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

На какой слог падает ударение

1

2

1

2

3

Схема

I –

– I

I – –

– I –

– – I

Примеры одной стопы

Риф-ма

Солн-це

Яс-но

Риф-муй

Лу-чи

Тем-но

Риф-ма-ми

Сол-ныш-ко

Ра-дост-но

Риф-му-ю

Лу-чис-тый

Кра-си-во

За-риф-муй

Солн-це-пёк

Хо-ро-шо

 

Рассмотрим подробно каждый из стихотворных размеров и приведем примеры.

 

Хорей
 

Хорей – чередование стоп из двух слогов, на первый из которых падает ритмическое ударение. Это резкий, чёткий и основательный стихотворный размер. Ему не свойственны плавность и текучесть, он любит скорость и конкретность. Представьте себе хорька! Он юркий, суетливый и очень шустрый. Хорей – такой же. И часто в одном слове он создаёт несколько ритмических ударений.

 

Будней бег ещё быстрей!

В нём успей поймать хорей!

 

Все частушки – непременный хорей!

 

Приглашаем вас послушать

То, что делает бодрей!

Если слышите частушку,

Значит, встретится хорей!

 

Хорею свойственны напор, мужество и призыв:

 

Ты не знаешь, как бороться?

Как достать рукой до солнца?..

Будь смелей, иди вперед,

И в пути встречай восход!

 

Простые, лёгкие, не несущие глубокой смысловой нагрузкой стихи – тоже хорей.

 

Я у мамы молодец,

Ем блины и холодец.

 

В то же время лирическое признание, написанное хореем, много потеряет, какие бы нежные и проникновенные ни были подобраны слова, и приобретет комические нотки из-за несоответствия формы и содержания:

 

Люда! Я люблю тебя!

Каждый день – вздыхаю снова!..

Без тебя – живу скорбя!

Напиши хотя бы слово…

 

Берите себе в помощь хорей, когда вы решили порвать этот мир! Когда энергия пера ничем не ограничена и вам хочется кричать, а не шептать!

 

Мир огнём своим согрей!

Верный друг с тобой – хорей!

 

Ямб


В ямбе стопа состоит из двух слогов и ритмическое ударение падает на второй из них. Ямб куда более трогателен, чем хорей, хотя и ему свойственна лаконичность и основательность. Сложно привести общую статистику, но, на наш взгляд, более половины всех любительских стихов написаны именно ямбом.

 

Бери себе на помощь ямб,

Пиши в тиши под светом ламп!

 

Целый роман «Евгений Онегин» написан именно ямбом! В нашем примере легко угадывается та самая пушкинская манера:

 

Мой дятел – самый честный дятел!

Когда долбил дупло сорок,

Он силу клюва всю растратил,

Настиг беднягу птичий рок!..

 

Повествовательные стихи, описывающие события жизни, размеренные, но лишённые пафоса и тягучести, – это тоже ямб.

 

Кто первым прыгает с трамплина?

Иван Андреич Прыго-Скок!

Прыжок не вышел очень длинным,

Побить рекорд прыгун не смог.

 

В общем, ямб покоряет города и страны! Нет ничего зазорного в том, чтобы его применять, но старайтесь быть вариативными, применяя и другие размеры.

 

Шедевры миру новые являйте!

И ямбом лишь не злоупотребляйте!

 

Дактиль


Дактиль – трёхсложный размер. Ритмическое ударение в нем падает на первый слог. Дактиль – пожалуй, самый трогательный и лиричный:

 

С чувствами в тесном контакте

Тонко оформленный дактиль!..

 

Внимательный читатель наверняка уже заметил, что последняя стопа в строке (при любом стихотворном размере) может быть неполной. Такое случается и в дактиле. Но то явление, когда последняя стопа в дактиле полная, настолько замечательно, что даже имеет особое название – «дактилическая рифма». Оно придает стихам дополнительную чувственность. Ритмическое ударение падает на третий с конца слог, и два последних, безударных, будто струятся нежным шлейфом:

 

Строчки кладём не кусками мы –

Только единство поместится!

Тихо, неспешно спускается

Дактиль по мраморной лестнице!

 

Дактиль может быть и возвышенным, и печальным, и даже траурным. Согласитесь, надпись на надгробии, написанная ямбом или, тем более, хореем, неуместна. А вот дактиль сюда подойдёт:

 

Путь твой – из веры и честности.

Сила – в малейшей детали.

Жаль, но пропал в неизвестности,

Боль в наших душах оставив…
 

Аккуратно берите с полки дактиль, когда вам нужно возвысить ситуацию, тактично и чутко показать её значимость.

 

С тонким пером и чернилами

Нимфой у рифмы на старте,

Словно ведомый светилами,

Вам покоряется дактиль!..

 

Амфибрахий


Амфибрахий, как и другие трёхсложные стихотворные размеры, спокоен и раскидист, в нём чувствуется размах. Ритмическое ударение падает на второй слог:

 

Замри в поэтическом страхе!

Течёт по волнам амфибрахий!..

 

Им хорошо пишутся стихи, описывающие просторы, бескрайность и размеренность.

 

Поля! И луга! И дорога

Меж ними идёт до болот!..

Зависит от выбора слога,

Куда она нас приведёт.

 

Само слово «Россия» – пример амфибрахия, и описание ее шири и могущества хорошо ложится именно на этот стихотворный размер:

 

Россия! Скитается воля,

Раскинулся вечный простор.

Ум нации руки простёр

В вопросах: «Зачем?» и «Доколе?»

 

Как только вы в задумчивости представляете масштаб, глубину и необозримость, берите в помощь амфибрахий – он поможет вам в отражении ваших чувств. Впрочем, этот размер годится и для других целей, пусть в этом вопросе вас ведет поэтическая интуиция.

 

Будь с рифмою венчан и в браке,

Прочувствуй простор и размах!..

Поможет тебе амфибрахий,

Держи его крепко в руках!..

 

Анапест


Анапест – трехсложный размер с ритмическим ударением на первый слог. Он наиболее противоречив в своём применении.

 

Неспроста я гляжу на анапест!

Он спокойно-призывно-нахрапист.

 

Им одинаково легко пишутся и романсы, и повествовательная обыденность (приведем два примера того и другого):

 

На заре не смотри DVD!

На заре всё спокойное – спит!..

Утром всех от себя огради,

И не делай, вставая, кульбит.

 

Подкрадусь я к забору любимой,

Я в желании – непобедимый!

Мне успех предприятия нужен!

Не страшна мне сибирская стужа.

 

Видимо, потому анапест и прижился в так называемых «пирожках» – коротких стихах со специально обрываемой как по смыслу, так и по длине последней строкой.

 

Я по трапу спускаюсь в Анапе,

Хорошо мне с тобою вдвоём.

В голове моей – тихий анапест

И лом.

 

Если вы хотите удивить красивым возвышенным стилем, если вам нужно достойно изложить события минувших дней – берите анапест. Он ближе, чем вы думаете!..

 

В добродушном мурчании кошки

И в собачьей протянутой лапе

Есть не только животных немножко –

В них хранится волшебный анапест!..

 

5.2. Определение размера стихотворения. Понятие стиля. Вольный и смешанный стили

Как определить размер стихотворения? Проставьте ритмические ударения. Обратите внимание еще раз – именно ритмические ударения, а не словесные! Декламируйте стихотворение и отбивайте такт ладонью по столу. Иногда на одно слово у вас будет приходиться по два-три удара – это и есть ритмические ударения.
 

Двухсложные размеры. Итак, если между ударениями везде по одному слогу, то, следовательно, каждая стопа содержит два слога и стихотворный размер – двухсложный (хорей или ямб в зависимости от того, на какой именно слог падает ударение).

 

Пример хорея:

 

Как достичь небесных сфер?

Как определить размер?

 

В каждой стопе по два слога – «Как до|стичь не|бесных|сфер».Ударение падает на первый слог, значит, это хорей.

 

Пример ямба:

 

В определении размера

Не принимай слова на веру!..

 

В каждой стопе вновь по два слога «В опре|деле|нии| разме|ра». Но ударение падает уже на второй слог, значит, это ямб.

 

Трехсложные размеры. Если между ударениями по два слога (то есть всего стопа содержит три слога), то стихотворный размер – трёхсложный (дактиль, амфибрахий или анапест в зависимости от того, на какой слог падает ударение).

 

Пример дактиля:

Косово Поле – оружия груды!

Подвиг народа вовек не забуду!..

 

В каждой стопе по три слога – «Косово| Поле – о| ружия| груды!». Ударение падает на первый слог, значит, это дактиль.

 

Пример амфибрахия:

 

Казалось, короткая память,

Но как в ней тебя мне оставить?

 

В каждой стопе по три слога – «Казалось,|коротка|я память». Ударение падает на второй слог, значит, это амфибрахий.

 

Пример анапеста:

 

Поднимайся на новый этаж,

Ты за опыт свободу отдашь!..

 

В каждой стопе по три слога – «Поднимай|ся на но|вый этаж». Ударение падает на третий слог, значит, это анапест.

 

Понятие стиля. Наблюдательные читатели давно заметили, что стихи известных поэтов обладают таким интересным качеством, как узнаваемость, то есть мы можем судить о том, кому могли бы принадлежать те или иные строки, даже не зная достоверно их автора. "Рука" поэта видна по целому ряду художественных приемов, которые систематически повторяются во многих его произведениях, и по тематике. Кстати, то же самое можно сказать и о художниках, и о композиторах. Выбор тех или иных художественных приемов или тематики произведений бывает обусловлен, во-первых, той культурной эпохой, в которой выпало жить поэту. Классицизм, реализм, романтизм, сентиментализм, импрессионизм, сентиментализм и так далее – об этих художественных направлениях (привязанных к историческим периодам), которые проявились во всех сферах мировой культуры, написано немало, и здесь мы не будем в них углубляться. Базовые представления о них есть буквально у каждого – допустим, любому понятно, что картины Пабло Пикассо не могли быть написаны в эпоху Рафаэля, а оды Ломоносова вряд ли могли быть сочинены современным поэтом (если только речь не идет о стилизации). Что же касается более подробного знакомства с этими направлениями, то будет полезнее отослать интересующихся к специальной литературе или ресурсам  Интернета. Мы же подробнее остановится на том, что у нас "во-вторых".

Итак, выбор тех или иных художественных приемов или тематики произведений бывает обусловлен, во-вторых, личными предпочтениями автора. И благодаря этим предпочтениям мы можем отличать произведения разных создателей даже внутри одного и того же художественного направления, допустим реализма.

И вот эта самая совокупность поэтических приёмов, систематически применяющихся автором, называется его авторским стилем.

Любой начинающий автор наверняка хотел бы сформировать свой собственный стиль. Далее мы рассмотрим множество элементов, которые вы можете взять на вооружение. Но один из них вам уже известен – это стихотворный размер. Одни поэты предпочитают двухсложные размеры, другие – трехсложные, и это так же естественно, как художнику предпочитать те или иные краски. Стихотворный размер – это одна из главнейших характеристик стиля поэта. Настолько "главнейших", что намеренное нарушение стихотворного размера, внесение в него различных изысков само по себе стало считаться стилем. Рассмотрим варианты.
 

Вольный стиль. Если стихотворение написано одним стихотворным размером, но в строках содержится разное количество стоп, то это «вольный стиль». Например:

 

Я знаю, как звучит соната,

И в этом – соль!

Почувствуй в звуке каждый атом,

Быть всем позволь!

 

Это стихотворение написано ямбом, но схема задана такая: в нечётных строках содержится по четыре стопы, а в чётных – по две. Как видите, вольный стиль не предполагает неограниченных вольностей. Стихотворение можно будет считать грамотным, если схема будет выдержана до конца.

 

Смешанный стиль. Если стихотворение написано разными размерами, то его следует отнести к смешанному стилю. Например:

 

Ползёт по дереву улитка

Прытко-прытко!

Её догонит, это ясно,

Быстрый ястреб!

 

Нечётные строки этого стихотворения написаны ямбом, а чётные – хореем. Кроме того, разнится количество стоп – то есть этот стиль одновременно еще и вольный.

 

5.3. Редко встречающиеся размеры

Итак, мы рассмотрели основные стихотворные размеры – двухсложные и трехсложные. В дальнейшем мы будем сталкиваться преимущественно с ними. Но здесь расскажем и о четырех других размерах, встречающихся значительно реже.

 

Однодольник. Ударение в нём падает на каждый слог:

 

Рви,

Жри!

Как?

Так!

 

Четырёхдольник. По своей сути четырёхдольники – это разновидности классических ямбов и хореев, в которых одно из ударений менее ярко выражено, а другое, падающее на каждый четвёртый слог, – более:

 

О, страшные уколы в горбольнице,

От них покрыта попа волдырём!

Мне нравится, конечно, медсестрица

Но ягодицы все горят огнём!

 

Пятидольник. Чаще всего в строке пятидольника бывает одна стопа, а ударение падает на третий (средний) слог:

 

Коли выбрал ты,

И невеста есть,

Всеми фибрами

Соответствуй весь!

 

Шестидольник. Это сочетание четырёхдольника и двудольника:

 

Жинку поцелую

В губы или в грудь,

Яркую, родную,

И поеду в путь!

 

Встречаются семи-, восьми- и даже тринадцатидольники, но их применение рекомендовано только на верхних этажах познания поэзии, поэтому их мы в рамках данного курса даже не рассматриваем.

 

5.4. Выбор стихотворного размера

Выбор стихотворного размера зачастую диктуется теми ключевыми словами, которые обязательно должны присутствовать в стихотворении. Бывает так, что они вписываются только в двухсложный или только в трехсложный размер. Например, вы посвящаете стихи некой Веронике Михайловне. Это имя невозможно уложить в двухсложные размеры – ямб и хорей, и об этом следует подумать заранее, а не тогда, когда уже написан ямбом объемный пролог и пришло время назвать героиню. Иногда уложить капризное имя или наименование в заданный стихотворный размер можно путем изменения падежа. Детский сад «Слоненок» – словосочетание, требующее двухсложного размера. Если же вам очень нужно уложить его в трехсложный, то путем небольшого изменения хода мысли меняем падеж и получаем: «Детскому саду «Слоненок», «Детского сада «Слоненок» – и вот уже нужное наименование ложится в дактиль, амфибрахий или анапест.

 

Задание к блоку V
 

Дано семь стихотворений. Проставьте ритмические ударения, определите стихотворный размер каждого (в данном задании встречаются только стихотворные размеры из раздела 5.1).

 

Первый раз я вижу солнце,

Питер, лето, август, да!

Как теперь всё обойдётся,

Где моя с небес вода?

 

Прими моих улыбок искры,

Закрой отверстие долгов!

Мы будем бегать и искриться,

Мы будем выше облаков!

 

Кончилась осень, грачи улетели,

Дятел усталый ползёт по стволу.

Домик достроить с тобой не успели,

Как заслужить мне твою похвалу?

 

Стаканом попортил я шубу твою,

И эту ошибку свою признаю!

Готов я тарелкой красивой зато

Закрыть амбразуру на дырке пальто!

 

Покрывает покровом пока покрывало,

Волоокая наволочка волочёт!

Отчего-то мне просто язык поломало,

И от этого речь моя плохо течёт.

 

Подведя тебя под монастырь,

Подведя финальную черту,

Я стараюсь спрятаться в кусты,

Скрыв от глаз свою немоготу.

 

Стакан разбился, и летят осколки,

И смотрят в лес твоих фужеров волки,

Но за стаканом вижу блеск губы,

Ах, если бы тогда, ах, если бы!..

TEST
Наверх