2.1. Настоящий стихотворец: каков он?
Поэт: красавец, кудри и перо,
Талант – не соглашаемся на меньшее?
В карете ездит или на метро?
Быть может, это пожилая женщина?
А может, это юноша младой?
На эти все вопросы есть простой
И запредельно искренний ответ:
Неправильных поэтов вовсе нет!
2.2. Талант: необходимость или дополнение?
Многие считают талант обязательным условием создания стихов. А что такое талант? Обратимся к «Википедии»: «Талант – определённые выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта». То есть талант редко проявляется сам по себе – необходимо пробовать что-то делать, чтобы понять: есть у вас талант или нет. Кстати, на наш взгляд, понятие «выдающиеся способности» сугубо субъективно. Что считать таковыми?
Но не будем углубляться в определения. Основной вопрос: можно писать стихи без таланта или нет? Ответ: да! И если вы считаете, что у вас таланта нет, то сами убедитесь, что мы были правы, по окончании курса. Правда, если вы решите, что результаты тренинга тут ни при чём, можете смело заявить: «Да просто у меня был талант! А курс всего лишь помог его раскрыть»! J Мы не обидимся.
Конечно, имея талант, писать проще. Но не стоит забывать о том, что упорная работа всегда помогала достигать высот. И даже если все вокруг говорят вам, что вы невероятно талантливы, а вы даже не удосужились, например, почитать стихи классиков и современников, то знайте: любой талант требует и огранки, и работы, и творчества.
2.3. Врождённые и развиваемые качества поэта
Попробуйте ответить на следующий вопрос: что нужно для того, чтобы писать стихи? Мы для себя выделяем семь основных навыков и качеств:
- Вдохновение.
- Желание.
- Усердие.
- Воображение.
- Гибкость ума.
- Богатый словарный запас.
- Чувство ритма.
Эфемерным является только первое понятие; все остальные – качества, присущие многим обычным людям. И, что важно, это качества, над улучшением которых можно и нужно работать!
Без вашего желания писать стихи мы бы с вами не встретились на этом курсе, так что будем считать, что желание у вас существует априори.
Дальше. Чтобы развить усердие, ставьте перед собой реальные задачи, достигайте их, будьте прилежными в их выполнении, концентрируйте своё внимание на одном выполняемом деле (да, не стоит «убегать» на страничку соцсети или новостей во время чтения этого блока).
Чтобы развить ваше воображение и гибкость ума, мы будем рассказывать вам о творческих методиках, будем призывать вас мыслить ярко, живо и нестандартно!
Чтобы поддерживать и пополнять словарный запас, нужно читать. Да, но не спортивные новости (хотя и это уже хорошо!) и сообщения от знакомых, а книги. Лучше бумажные. Но книги. Читать! Научную, интересную, хорошую, умную, яркую, популярную, изысканную, но литературу! Проникаться духом слова, его очарованием и силой.
И, наконец, чувство ритма! Проще его уловить в музыке. Прочувствуйте, например, ритм рэпа, подкрепите свои ощущения движениями в такт – барабаньте по столу или коленям, хлопайте в ладоши. Ритм есть во всем – в музыке, в биении сердца, даже в природе. И, разумеется, он должен быть в стихах. Собственно, именно ритм отличает стихи от прозы, и даже рифма здесь вторична. Об этом мы поговорим подробно чуть позже.
Вы спросите: «А как же вдохновение?». Позвольте нам процитировать Пабло Пикассо: «Вдохновение существует, но неплохо, если оно застанет вас за работой». И поймите одну очень простую, но важную мысль: мы будем учить вас, но успех очень сильно зависит от того, будете ли вы учиться.
Станьте лучше, с каждым шагом
Вверх стремясь до облаков!
Пусть любой спокойно скажет:
«Я к поэзии готов!».
2.4. Ритуалы в жизни поэта
Многие творческие люди придают огромное значение тому, как организован процесс их творчества. Кому-то близок полный хаос (о творческом беспорядке мы поговорим с вами в следующем уроке), кто-то пытается отрешиться от всего мирского, а кто-то, наоборот, взять окружающий мир на вооружение. Каким образом? Придумывая или находя для себя ситуацию, попадая в которую хочется творить!
Попробуйте представить себе обстановку, в которой вам хотелось бы писать. Например, вы сидите у окна. Или приходите в кафе, где присутствует лёгкий гул, а за окнами снуют люди. Завариваете любимый кофе, аромат которого будет навевать вам приятные мысли. Высыпаетесь или, наоборот, пишете со слипающимися глазами, когда сознание отключается, а подсознание выдает сокровенные строки. Приходите в лес и чувствуете, что шум листвы, пение птиц и журчание ручья наполняют вас творческой энергией. Или добиваетесь полной тишины, когда никто и ничто не мешает вам писать.
Найдите точку внутренней гармонии, которая поможет вам! Да, этот курс предполагает жёсткие временные рамки, но если вы в пределах своего кабинета, кухни или просто стула создадите подходящую атмосферу, она может стать вашей помощницей!
Задание к блоку II
Проанализируйте себя как будущего поэта: какие качества у вас есть, а каких не хватает? Оцените по шкале от одного до пяти свою усидчивость, чувство ритма, словарный запас, гибкость ума.
Какие ритуалы вам близки? Какая обстановка побуждает вас к размышлению или творчеству?