Блок XVII. Звукопись: аллитерация и ассонанс
Звукопись – шикарный приём для усиления эффекта вашего стихотворения! Он состоит в том, что, применяя определённые фонетические комбинации, вы окрашиваете стихотворение в нужные эмоциональные цвета.
Аллитерация – это звукопись, основанная на повторении согласных звуков; ассонанс – на повторении гласных.
Например, если вам необходима зловещая тишина, используйте шипящие:
Шелест щебня, шишек шёпот,
Это с «ш» шипящий опыт!
Если нужно передать агрессию или эмоциональный порыв, делайте ставку на звонкие буквы, в особенности на «р»:
Край работы, резвый край:
Строим города и дамбы!
Резкость рьяно выбирай!
Результат такой всем нам бы!
Романтичным и успокаивающим может быть сочетание свистящих и шипящих:
Шорох шепота во сне
И шуршанье стула,
Шум и шелест – всё во мне
Сладость всколыхнуло!
Томности и протяжности добавляет сочетание стоящих подряд в алфавите трёх букв: «л», «м» и «н».
Мне клеммы замкнуло! Скорее ко мне!
Колени во тьме колыхнуло!..
Лишь ты, моя нимфа, на милом уме:
И мыло верёвкой со стула…
А вот пример применения ассонанса, в котором основной упор сделан на букву «а»:
Май! Как классно! Жаркий парк!
Наслаждайся маем!
В нашем крае только так:
«А» не забываем!
Иногда звукопись получается самостоятельно, когда автор её не планировал. В каких-то моментах она уместна, в каких-то – смотрится комично. Решение о её применении всегда за вами. Главное, чтобы попытка соригинальничать не превратилась в фарс.
Задание к блоку XVII
Проанализируйте стихотворение, найдите строчки со звукописью, выделите доминирующие звуки.
Вшивость Шивы – это миф,
Шива – дьявольски красив!
Будто Будда – это дуб?
Что мне с вами делать тут?
Каждый первый – божество!
Вы не трогайте его!
Сумчатая кенгуру
Лук узрела поутру!
Умный суслик принял душ,
У него ночует уж!
Крепкий парень, ростом вровень,
Руки резко выбросил!
Чтобы обойтись без крови,
Я прощенья выпросил.
Придумайте своё стихотворение, применив и аллитерацию, и ассонанс. Сделайте анализ этого стихотворения.