Звукопись: аллитерация и ассонанс

Блок XVII. Звукопись: аллитерация и ассонанс

 

Звукопись – шикарный приём для усиления эффекта вашего стихотворения! Он состоит в том, что, применяя определённые фонетические комбинации, вы окрашиваете стихотворение в нужные эмоциональные цвета.

Аллитерация – это звукопись, основанная на повторении согласных звуков; ассонанс – на повторении гласных.

Например, если вам необходима зловещая тишина, используйте шипящие:

 

Шелест щебня, шишек шёпот,

Это с «ш» шипящий опыт!

 

Если нужно передать агрессию или эмоциональный порыв, делайте ставку на звонкие буквы, в особенности на «р»:

 

Край работы, резвый край:

Строим города и дамбы!

Резкость рьяно выбирай!

Результат такой всем нам бы!

 

Романтичным и успокаивающим может быть сочетание свистящих и шипящих:

 

Шорох шепота во сне

И шуршанье стула,

Шум и шелест – всё во мне

Сладость всколыхнуло!

 

Томности и протяжности добавляет сочетание стоящих подряд в алфавите трёх букв: «л», «м» и «н».

 

Мне клеммы замкнуло! Скорее ко мне!

Колени во тьме колыхнуло!..

Лишь ты, моя нимфа, на милом уме:

И мыло верёвкой со стула…

 

А вот пример применения ассонанса, в котором основной упор сделан на букву «а»:

 

Май! Как классно! Жаркий парк!

Наслаждайся маем!

В нашем крае только так:

«А» не забываем!

 

Иногда звукопись получается самостоятельно, когда автор её не планировал. В каких-то моментах она уместна, в каких-то – смотрится комично. Решение о её применении всегда за вами. Главное, чтобы попытка соригинальничать не превратилась в фарс.

 

Задание к блоку XVII
 

Проанализируйте стихотворение, найдите строчки со звукописью, выделите доминирующие звуки.

 

Вшивость Шивы – это миф,

Шива – дьявольски красив!

Будто Будда – это дуб?

Что мне с вами делать тут?

Каждый первый – божество!

Вы не трогайте его!

 

Сумчатая кенгуру

Лук узрела поутру!

Умный суслик принял душ,

У него ночует уж!

 

Крепкий парень, ростом вровень,

Руки резко выбросил!

Чтобы обойтись без крови,

Я прощенья выпросил.

 

Придумайте своё стихотворение, применив и аллитерацию, и ассонанс. Сделайте анализ этого стихотворения.

TEST
Наверх