В данном разделе мы разберём с вами рифмовку – структуру стихотворения с точки зрения расположения рифмованных слов.
Как бы это ни казалось странным, существуют одностишия. Правда, к рифме они никакого отношения не имеют – это просто одна строчка, сложенная по канонам ритма. Чаще всего она остроумна, имеет смысл и даже сюжет. Например:
Лью дождь вина на дерево души.
Двустишия уже связаны с рифмой – это две строчки, рифмующиеся между собой.
Я вижу и молекулу, и атом:
Пронзаю вас насквозь своим канатом!
Трёхстишия, как несложно догадаться, состоят из трёх строчек, и вот тут начинаются вариации рифмы. Для того чтобы говорить с вами на одном языке, введём принятые в стихосложении буквенные обозначения, при которых рифмованные строчки обозначаются одинаковыми латинскими буквами. В любом рифмованном двустишии – это «аа». Рассмотрим трёхстишие:
Я вас любил, и в этом жизни соль,
Ещё найти бы жизни майонеза,
И будет к отступленью путь отрезан!
Оно рифмуется по схеме «abb», то есть вторая строчка рифмуется с третьей, а первая – сама по себе.
Чтобы это выглядело нагляднее, запишем предыдущее трёхстишие в таблицу (в такие же таблицы будем записывать и другие стихотворения в этом разделе).
а |
Я вас любил, и в этом жизни соль, |
b |
Ещё найти бы жизни майонеза, |
b |
И будет к отступленью путь отрезан! |
Другой пример: «aba» – рифмуются первая и третья строчки.
а |
Натянуты нервы, и |
b |
Ты видишь, как больно мне, |
а |
Почувствуй напор струи! |
Или же «aaa»:
а |
Ты прости меня за дело, |
а |
По касательной задело, |
а |
Хватит! Хватит беспредела! |
Наиболее распространённой формой в стихосложении является четверостишие. Две наиболее часто встречающиеся схемы рифмовки – это «abab» (перекрёстная рифма) и «abba» (опоясанная рифма).
а |
Поистине чудесное вино! |
b |
Во вкусе нотки чувствую муската! |
а |
Теперь мы с вами точно заодно, |
b |
Вы слышите мелодию разврата? |
а |
За каждый шаг благодарю! |
b |
Мой флаг собой украсил Смольный, |
b |
Мои товарищи – довольны, |
а |
За всё спасибо Октябрю! |
Существует ещё вариант «aabb», но он по сути является комбинацией двустиший.
Также есть вариант «abcb»– так называемая холостая рифма. Она вполне годится для первых упражнений, и ее можно посоветовать начинающим поэтам. Она применяется иногда в детских стихах, причем ее можно найти даже у самых известных детских поэтов, встречается в частушках и простых песенках. Холостая рифма очень незатейлива и потому в серьезных жанрах неуместна. Задача поэта при использовании такой рифмы значительно облегчается: нужно рифмовать только четные строки, а нечетные не нужно. Сами строки при этом не должны быть длинными, чтобы объединяющее начало совсем уж не потерялось.
Пример:
Я надену варежки
С белыми снежинками,
С мягкими ладошками,
С теплыми шерстинками!
Холостая рифма выручает, когда нужно написать стихи на скорую руку для непритязательной аудитории, и далеко не каждый самодеятельный ценитель заметит подвох. Но злоупотреблять этим приемом не стоит.
Вариант «aaba» широко применяется в восточной поэзии и называется рубаи. Это чаще всего четверостишие философского характера.
а |
Иду путём унылого осла, |
а |
Меня моя наложница спасла! |
b |
Но если я спасён своей женою, |
а |
То поруганий мне не счесть числа! |
Дальнейшие формы стихотворений применяются значительно реже, чем четверостишия, но мы с вами все же кратко их рассмотрим.
Пять строчек образуют пятистишие. Как вы понимаете, возможных комбинаций здесь несколько. Но в классических пятистишиях применяются только две рифмы, то есть чаще всего рифмуются три и две строчки. Например, «ababb».
а |
Углом пренебрегая, прямо подошёл, |
b |
Заткну любого дерзкого за пояс, |
а |
Устрою каждому неслыханное шоу, |
b |
Помчится вдаль моих ударов поезд, |
b |
Я вышел, ни о чём не беспокоясь! |
Или «abbab»:
а |
Косые зайцы скачут напрямик, |
b |
Прямые зайцы мчат наискосок. |
b |
У смысла очень тонок голосок! |
а |
Но в этом шаге ярок каждый миг! |
b |
И слово – кобры сдавленный бросок. |
Или «abbba»:
а |
Подножка, перехват, прострел, |
b |
Удар, замена и штрафной! |
b |
Играет жизнь в футбол со мной, |
b |
А я, увы, лишь запасной, |
а |
И выйти в «старте» не успел. |
Как вы видите, пятистишие открывает большие просторы для творчества и реализации себя вне стандартных рамок.
Одна из популярных форм, уступающая по частоте применения лишь четверостишию, – это шестистишие. Эта форма даёт ещё больше возможностей для новых комбинаций! Классический пример шестистишия – треугольная рифмовка: «abcabc».
а |
Я вышел на просторы к Эрмитажу, |
b |
И крепок ночью с Городом союз, |
c |
Нева и вдохновение петляют! |
а |
И кажется в такие дни мне даже, |
b |
Что Питер дарит жизни тонкий вкус, |
c |
Что обновляюсь, вдоволь промокая! |
Или «aabccb»:
а |
Геннадий не успел на паровоз, |
а |
И этот факт – причина новых слёз, |
b |
Его не дождалась опять Кристина! |
c |
Аркадий не успел на самолёт, |
c |
Ему легко, его никто не ждёт, |
b |
Из аэровокзала мчит один он! |
Или «abbaab»:
а |
Боги, откройте мне рай! |
b |
Мне не по нраву вкус ада! |
b |
Дайте задание на дом, |
a |
Вышибу жизненный страйк! |
a |
С высью пронизанных стай, |
b |
Взмою за новым раскладом! |
Остальные формы стихотворений (семи-, восьми-, девятистишия и так далее) применяются значительно реже. Их мы в рамках данного курса рассматривать не будем, сделав исключение лишь для одного четырнадцатистишия. Это сонет! Структура рифмовки может быть разной: «abbaabbaccdeed», «ababababcdcdcd», «ababcdcdefefgg», но чаще всего это комбинация или двух четверостиший и двух трёхстиший, или трёх четверостиший и двустишия.
а |
Под окнами с гитарой я стою, |
b |
Прошу тебя, открой балкона двери! |
b |
С тобой учились вместе в универе, |
a |
Зачётку помнишь синюю мою? |
с |
Ты мне списать давала сопромат, |
d |
Ты за меня проекции чертила, |
c |
Я был всегда в курении светило! |
d |
Я самым был красивым из ребят, |
e |
Прошло семь лет – неважно, что женатый! |
f |
Ты душу снова настежь отвори! |
e |
Мы жизнь освоим курсом сопромата! |
f |
Зажжём металловеденье внутри! |
g |
Становится любой безумно близким, |
g |
Когда за вечер выпьешь триста виски. |
Вы можете не ограничивать свою фантазию и применять при выполнении заданий любые формы рифмовки, любые комбинации. Возможно, благодаря этому популярной станет новая, ранее пребывавшая в забвении форма.
Задание к блоку VI
Какие формы рифмовки имеют заданные стихотворения? Каким стихотворным размером они написаны? При помощи первых букв латинского алфавита укажите условное обозначение рифмовки.
Как понять строение избы?
Места для гвоздей там не нашлось!
Может, для любви не нужен гвоздь?
Я открыт для предложений!
Открываю мэйл,
Только без телодвижений
В почте вновь моей.
Как понять такой сюжет?
Я открыт, а писем нет!
Буду до конца бороться,
Что случилось – обойдётся!
Сколько вдохновенье весит?
Сколько миллиграмм?
Как измерить рост у песен,
Как понять, что рост стал тесен,
Что не нужно драм?
А ты сегодня в интернет вступала?
Плывёт плотвы большой косяк,
Я насадил червя!
Понять мне смысл жизни как,
По будням не живя?
А может, рыба – это знак?
А может, волю сжать в кулак,
А может… Точно, будет так!
Свой пыл вперёд зовя!
Придумайте четверостишие со схемой «abba» и шестистишие со схемой «abcabc».