Довольно воду разливать по чашам.
Спускаемся, спасибо облакам!..
Пора поговорить о деле нашем,
Переходить пора уже к стихам!
4.1. Ритмическое ударение
В стихосложении есть термин «икт» – ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру. Таким образом, ритмическое ударение – это то, что помогает нам структурировать стихотворение.
Главное, что нужно понять: ритмическое ударение и ударение в слове – не одно и то же. Причём как ударение в слове не обязательно будет ритмическим ударением, так и ритмическое ударение не обязательно падает на ударный слог. То есть ритмическое ударение не всегда совпадает с обычным ударением, и на одно слово может попадать два ритмических ударения, а может не попадать ни одного. В следующем примере на слово «гороскоп» попадает два ритмических ударения, а на слово «же» ударение вовсе не попадает:
По гороскопу я телец,
По жизни – я же лишь подлец!
Ритмическое ударение в стихе можно определить, отстукивая такт ногой или отщёлкивая его пальцами:
Восемнадцать лет –
Это лучший возраст!
Сожалений нет,
Всё в любви серьёзно!
В дальнейшем для более результативной практики пытайтесь сами проставлять ритмические ударения в каждом встречающемся стихотворении. Где-то мы вам в помощь будем выделять ритмические ударения жирным шрифтом, а где-то – нет.
Научившись определять ритмические ударения в стихотворении, вы сможете понять, в каком размере оно написано, но об этом немного позже.
4.2. Три «СТ»: стопа – строка – строфа
Поговорим о структуре любого стихотворения.
Первая структурная единица – это стопа. Термин отсылает нас к периоду античности и говорит о единстве стиха, музыки и танца. Стопа – группа слогов, объединенная одним ритмическим ударением. Например, определим количество стоп в этой строке:
Белый снег пушистый.
Здесь три ритмических ударения, значит, три стопы:
1) Бе-лый –
2) снег пу –
3) шис-тый.
Все три стопы имеют одинаковое строение: мы видим в каждой из них по два слога, первый из которых – ударный. В дальнейшем мы покажем, что расчленить подобным образом на стопы можно любое грамотно написанное стихотворение. А строение стопы (количество слогов, положение ритмического ударения) задает такую важнейшую характеристику стихотворного текста, как стихотворный размер.
Вторая структурная единица – строка. Стихотворная строка – это последовательность стоп, ограниченная их заданным количеством. То есть количество стоп в строках приличного стихотворения должно подчиняться заданному алгоритму. Каждую строку принято начинать с заглавной буквы.
Продолжим тот же пример:
Белый снег пушистый
Спит в саду на ветках.
Как видите, вторая строка написана по той же схеме, что и первая: в ней три строфы, состоящих каждая из двух слогов, первый из которых совпадает с ритмическим ударением. То есть эти две строки сочинены вполне себе грамотно.
В плохих стихах можно найти вперемешку разные по строению стопы и разное их количество в строках, не поддающееся никакой систематизации. Это важная оговорка! Дело в том, что в принципе такие вольности допустимы (и мы рассмотрим их далее), но только после того, как поэтом освоены стандартные приемы, и только в том случае, если эти вольности четко структурированы. Допустим, стихотворный размер (то есть строение стопы) меняется в каждой четной строке, или в трехстишиях третья строка каждый раз длиннее остальных на две стопы, или в каждой четвертой строке в четверостишии пропускаются два безударных слога, и тому подобное. Если эта схема выдержана на протяжении всего стихотворения, и притом если все это выглядит гармонично и уместно, то честь и хвала сочинителю. Ведь стихи – это отчасти математика, и талант поэта заключается в том, чтобы вместить море замечательных слов и эмоций в заданную форму. Если это не получается, то лучше писать прозой.
А мы с вами, вовсе не собираясь писать прозу или, тем более, плохие стихи, продолжим знакомство со структурой стихотворения.
Третья структурная единица – строфа, то есть сочетание строк в стихотворении, характеризующееся определенным строением или схемой рифмовки. Наиболее распространённый вид строфы – это четверостишие, то есть строфа, содержащая четыре строчки.
Например:
Я узнал все виды строф
И развел руками:
Наломал немало дров
Первыми стихами!
Строфа может состоять и из большего количества строк (например, в «онегинской строфе» 14 строк), и из меньшего: трехстишие, двустишие, одностишие. Но подробно на видах рифмовки мы остановимся в другом разделе.
Эти три термина – стопа, строка и строфа – станут для нас базовыми, и мы будем на них часто ссылаться.
Задание к блоку IV
Выделите в этих коротких стихотворениях ритмические ударения и стопы. Какие слоги являются безударными, но ритмически ударными?
Наш Калужский турбинный завод
Инновации знамя несёт!
И единый родной коллектив
Видит даль золотых перспектив!
Происходит быстро
Смена поколений!
Царского министра
Заменяет Ленин.
Пятью пять?
Двадцать пять!
Шестью шесть?
Тридцать шесть!
Придумайте стихотворную строчку, проставьте в ней ритмические ударения. Помните, что считаться стихотворной может только такая строчка, в которой ритмические ударения подчиняются определенному порядку. На данном этапе это значит – распределяются равномерно.