Структура стиха

Довольно воду разливать по чашам.

Спускаемся, спасибо облакам!..

Пора поговорить о деле нашем,

Переходить пора уже к стихам!

 

4.1. Ритмическое ударение
 

В стихосложении есть термин «икт» – ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру. Таким образом, ритмическое ударение – это то, что помогает нам структурировать стихотворение.

Главное, что нужно понять: ритмическое ударение и ударение в слове – не одно и то же. Причём как ударение в слове не обязательно будет ритмическим ударением, так и ритмическое ударение не обязательно падает на ударный слог. То есть ритмическое ударение не всегда совпадает с обычным ударением, и на одно слово может попадать два ритмических ударения, а может не попадать ни одного. В следующем примере на слово «гороскоп» попадает два ритмических ударения, а на слово «же» ударение вовсе не попадает:

 

По гороскопу я телец,

По жизни – я же лишь подлец!
 

Ритмическое ударение в стихе можно определить, отстукивая такт ногой или отщёлкивая его пальцами:
 

Восемнадцать лет –

Это лучший возраст!

Сожалений нет,

Всё в любви серьёзно!

 

В дальнейшем для более результативной практики пытайтесь сами проставлять ритмические ударения в каждом встречающемся стихотворении. Где-то мы вам в помощь будем выделять ритмические ударения жирным шрифтом, а где-то – нет.

Научившись определять ритмические ударения в стихотворении, вы сможете понять, в каком размере оно написано, но об этом немного позже.

 

4.2. Три «СТ»: стопа – строка – строфа

 

Поговорим о структуре любого стихотворения.

Первая структурная единица – это стопа. Термин отсылает нас к периоду античности и говорит о единстве стиха, музыки и танца. Стопа – группа слогов, объединенная одним ритмическим ударением. Например, определим количество стоп в этой строке:

Белый снег пушистый.

Здесь три ритмических ударения, значит, три стопы:

1) Бе-лый –

2) снег пу –

3) шис-тый.

 

Все три стопы имеют одинаковое строение: мы видим в каждой из них по два слога, первый из которых – ударный. В дальнейшем мы покажем, что расчленить подобным образом на стопы можно любое грамотно написанное стихотворение. А строение стопы (количество слогов, положение ритмического ударения) задает такую важнейшую характеристику стихотворного текста, как стихотворный размер.

Вторая структурная единица – строка. Стихотворная строка – это последовательность стоп, ограниченная их заданным количеством. То есть количество стоп в строках приличного стихотворения должно подчиняться заданному алгоритму. Каждую строку принято начинать с заглавной буквы.

Продолжим тот же пример:

 

Белый снег пушистый

Спит в саду на ветках.

 

Как видите, вторая строка написана по той же схеме, что и первая: в ней три строфы, состоящих каждая из двух слогов, первый из которых совпадает с ритмическим ударением. То есть эти две строки сочинены вполне себе грамотно.

В плохих стихах можно найти вперемешку разные по строению стопы и разное их количество в строках, не поддающееся никакой систематизации. Это важная оговорка! Дело в том, что в принципе такие вольности допустимы (и мы рассмотрим их далее), но только после того, как поэтом освоены стандартные приемы, и только в том случае, если эти вольности четко структурированы. Допустим, стихотворный размер (то есть строение стопы) меняется в каждой четной строке, или в трехстишиях третья строка каждый раз длиннее остальных на две стопы, или в каждой четвертой строке в четверостишии пропускаются два безударных слога, и тому подобное. Если эта схема выдержана на протяжении всего стихотворения, и притом если все это выглядит гармонично и уместно, то честь и хвала сочинителю. Ведь стихи – это отчасти математика, и талант поэта заключается в том, чтобы вместить море замечательных слов и эмоций в заданную форму. Если это не получается, то лучше писать прозой.

А мы с вами, вовсе не собираясь писать прозу или, тем более, плохие стихи, продолжим знакомство со структурой стихотворения.

Третья структурная единица – строфа, то есть сочетание строк в стихотворении, характеризующееся определенным строением или схемой рифмовки. Наиболее распространённый вид строфы – это четверостишие, то есть строфа, содержащая четыре строчки.

 

Например:
 

Я узнал все виды строф

И развел руками:

Наломал немало дров

Первыми стихами!

 

Строфа может состоять и из большего количества строк (например, в «онегинской строфе» 14 строк), и из меньшего: трехстишие, двустишие, одностишие. Но подробно на видах рифмовки мы остановимся в другом разделе.

Эти три термина – стопа, строка и строфа – станут для нас базовыми, и мы будем на них часто ссылаться.

 

Задание к блоку IV
 

Выделите в этих коротких стихотворениях ритмические ударения и стопы. Какие слоги являются безударными, но ритмически ударными?

 

Наш Калужский турбинный завод

Инновации знамя несёт!

И единый родной коллектив

Видит даль золотых перспектив!

 

Происходит быстро

Смена поколений!

Царского министра

Заменяет Ленин.

 

Пятью пять?

Двадцать пять!

Шестью шесть?

Тридцать шесть!

 

Придумайте стихотворную строчку, проставьте в ней ритмические ударения. Помните, что считаться стихотворной может только такая строчка, в которой ритмические ударения подчиняются определенному порядку. На данном этапе это значит – распределяются равномерно.

TEST
Наверх