Даже глубокая идеальная рифма может быть примитивной: «паяльник – умывальник», «улыбаться – кондыбаться», «ваятельный – обаятельный». Почему? Потому что это однородные рифмы – существительное рифмуется с существительным, глагол с глаголом, а прилагательное с прилагательным. Особенно сомнительны так называемые глагольные рифмы. Устройство русского языка таково, что выбор окончаний глаголов весьма невелик: «аться», «иться», «аюсь», «аются»… Таким образом, глаголы рифмуются между собой без особых усилий со стороны сочинителя, и начинающие поэты часто злоупотребляют этим обстоятельством. Чего стоит одна только заезженная рифма «поздравляем – желаем»! Научитесь с первого взгляда отличать плохие стихи от хороших:
С днем рожденья поздравляем!
Счастья, радости желаем!
Никогда не раскисай,
Много денег добывай,
Пусть весна опять придет
И успех тебя найдет,
Будешь в клубе ты блистать
И счастливой сможешь стать…
Такими стихами можно удивить разве что малолетних детей или совсем уж невзыскательную, необразованную публику. Вообще глагольные рифмы имеют право на существование, но в очень ограниченном количестве и при должном уровне мастерства, но об этом чуть позже.
Итак, наша цель – красивая, яркая и уникальная поэзия! Поэтому мы будем применять разнородные рифмы, то есть рифмовать различные части речи.
Рассмотрим несколько примеров.
Существительное – прилагательное:
Мой нрав – унылый и спесивый,
Но я до слёз люблю Россию!
Глагол – прилагательное, причастие – существительное:
Путь мой к цели лишь рифмами выстроен,
И на нём я не буду повержен!
Не сломать неудачами быстрыми,
Когда прочен уверенный стержень!
Существительное – глагол, существительное – прилагательное:
На душе – непокой и сумятица,
Под ногами – болотная тина.
И телега с горы моей катится,
Путь домой – безнадежно рутинный.
Глагол – числительное, существительное – числительное:
Я не знаю, что мне делать,
Быть Маклаудом – ботва!
Мне – сто восемьдесят девять,
Ей всего лишь двадцать два!
Существительное – числительное, глагол – существительное:
Я не видел единорога,
Ветер, мысли мои развей!
Рома в сердце не будет много,
Выпью херес и весь глинтвейн!
Существительное – наречие, глагол – местоимение:
Если ломаешь берёзу,
Ниже её нагни!
Бить муравьёв не поздно,
Пусть побегут они!
Прилагательное – существительное, существительное – частица:
Слышу трель – это свист весенний,
Как мне выйти из колеи?
Говорит мне кудрявый тренер:
«Да, всё плохо, мой друг! Ну и?»
Существительное – местоимение, наречие – существительное:
Встретил в поле воробья,
Рассудил я здраво:
Кто есть он, а кто есть я?
Чье здесь, в поле, право?!
Итак, мы убедились в том, что рифмовка разных частей речи смотрится более выигрышно по сравнению с рифмовкой одних и тех же. Развивая эту мысль далее, заметим: не менее эффектно выглядит также рифмовка слов, относящихся к одной части речи, но имеющих различные морфологические признаки. Помните, в школе делали морфологический разбор слова: словарик – существительное, единственное число, именительный падеж, мужской род… Так вот, если рифмовать существительные, различающиеся по числу, роду или падежу, то можно получить отличную рифму.
Приведем примеры:
«Сопрано – ресторана» – оба слова являются существительными, но первое из них – среднего рода, второе – мужского.
«Люди – блюде» – оба слова являются существительными, но первое из них взято во множественном числе и именительном падеже, а второе – в единственном числе и творительном падеже.
Теперь, как и обещали, вернемся к глагольным рифмам и покажем приемы, делающие их применение приемлемым. Как уже было сказано, злоупотреблять глагольными рифмами не стоит, то есть их должно быть как можно меньше и они не должны идти подряд. Кроме того, по возможности следует брать не абсолютно однотипные глаголы, а относящиеся к различным видам – переходные и непереходные, совершенные и несовершенные.
Переходным глаголом считается такой глагол, который сочетается с существительным в винительном падеже без предлога – проще говоря, через вопрос «кого? что?». Рубить дрова, заводить песню, пасти гусей, говорить сказку – все это примеры применения переходных глаголов. Сравните: глагол «бродить» никак не поставит перед вами вопрос «кого? что?», скорее уж «где? и с кем?», а все потому, что он – непереходный.
Говоря о несовершенных и совершенных видах глагола, напомним, что глаголы несовершенного вида означают действие, происходящее сейчас (иду, пою, радуюсь), а глаголы совершенного вида – действие уже завершившееся (пришел, спел, обрадовался). Глагольная рифма будет смотреться выигрышнее, если вы используете глаголы разных видов: «искал – стал», «хотел – улетел» и так далее.
Далее мы сделаем отступление, посвященное именам собственным, ибо применение их в рифме – одна из вершин мастерства стихосложения. Такие рифмы чаще всего являются уникальными!
– Ты ответь-ка мне, маэстро Васин,
Мир печален наш или прекрасен?
– Я скажу тебе, мой друг Долгов,
Позже, ибо ныне не готов.
Главное сказать я поспешу вам,
То, чем мир ещё не переплёван!
Есть Би-2, и в нём играет Шура!
Есть Би-2, и в нём играет Лёва!
Детей вы учили, Наталья Петровна,
За партой сидеть не склоняясь и ровно.
Спасибо за дочь вам мою, за Оксанку,
За спину ее, за прямую осанку!
Задание к блоку IX
Придумайте разнородные рифмы к словам:
– весна
– колени
– бояться
– стоматит
– Гройсман
– голенище
– распятие
– летний
– впускаемый
– тридцать
– Тамара
Придумайте самостоятельно три любые разнородные рифмы.
Придумайте разнородные рифмы к строкам:
– Под шум толпы я пряталась на полке…
– Ой, шумит кудрявый клён…
– Кто такой Андрей Рублёв?..
Закончите четверостишие, применив дважды разнородную рифму:
Под кустом я встретил муравья,
Он тащил хвоинку и грибочек.
Сочините четверостишие, в котором дважды встречается разнородная рифма.