Несколько других стилистических фигур

Начиная говорить о стилистических фигурах, сразу поясним: слово «стилистические» имеет отношение не к авторскому стилю, как можно было бы подумать, а к стилистике – разделу языкознания, изучающему принципы выбора слов. Очень интересная, надо сказать, наука!

В данном разделе мы рассмотрим стилистические фигуры, которые не являются тропами, но так же часто применяются в стихосложении.

 

Важным элементом стихотворного мастерства является инверсия – приём, в ходе которого вы переставляете местами слова в предложении:

 

За хлебом в магазин жена моя

Пошла, забыв о важности пакета!

Кассирша продала пакет, змея!

Дыра в боку семейного бюджета!..

 

Обычным языком вы описали бы ситуацию этими же словами так: «Моя жена пошла за хлебом в магазин», но применение инверсии добавляет динамики стихотворению и позволяет уложиться в заданный размер и рифму.

С другой стороны, неуемная эксплуатация инверсии в угоду все тем же размеру и рифме порой приводит к курьезным нагромождениям типа:

 

Я с буквы записал в тетрадь заглавной:

«Страны моей народа подвиг славный».

 

Не так уж просто понять из этих строк, что имеется в виду следующее: «Я записал в тетрадь с заглавной буквы: «Славный подвиг народа моей страны».
 

Горячо любимый одним из авторов книги приём – рондо. Он распространён не только в поэзии, но и в музыке. Его суть заключается в так называемом кольцевании. Применительно к поэзии это выглядит так: стихотворение начинается и заканчивается одной и той же строчкой (двумя) или фразой (словом). Например:

 

Мне было тяжело, но я не сдался!

Я проходил за лесом новый лес!

Менялось всё, но я собой остался,

Пред совестью в долги я не залез!

Я выдержал давление небес,

Прошёл на мужика суровый тест!

Мне было тяжело, но я не сдался!

 

Конечно, рондо эффектнее смотрится «на длинной дистанции», то есть в больших произведениях, но оно может быть применимо и в ёмких стихотворениях, что показывает приведённый пример.

Хорошим приёмом является также антитеза. Это противопоставление, усиливающее эффект стихотворения.

 

Чувства боролись упорно во мне:

Два неизменных и жизненных волка!

Серый – безволие – выл при луне,

Белый – упорство – скрипел зубом звонко!

Серый – отчаянье – лёг у реки,

Белый – стремление – полз, не сдаваясь!

Серый дрожал, как напуганный заяц,

Белый – бросался огнём на флажки!

Выйди из будней бесплотных оков,

Выбери дело из этих волков!

 

Классическим стилистическим приёмом является анафора – повтор одинаковых звуков или слов в начале каждой строки или строфы:

 

Громкий выстрел – это пушки,

Громкий «каррр» – вороны в роще!..

Громкое «ку-ку» – кукушки,

Громкий голос – это тёща!

 

В данном примере словом «громкий» производится нагнетание обстановки перед неожиданной развязкой.

Все приведённые приёмы являются классическими, и применять или не применять их в современной поэзии – зависит от вас. Но можем вас уверить в том, что их использование раскроет новые грани вашего стихотворения, позволив ему заиграть новыми красками.

 

Задание к блоку XVI
 

Проанализируйте стихотворение, найдите указанные приемы.

 

У Эзопа много разных басен:

Басня про лихого муравья,

Басня про мартышку и очки,

Басня про тебя и про меня,

И про то, как тянут вниз рачки,   

И про то, как горек хлеб врагов,

Хлеб родной – достоин и прекрасен!

Мне не даст соврать сейчас Крылов –

У Эзопа много разных басен.

 

Придумайте своё стихотворение, содержащее любые два из четырёх описанных приёмов.

TEST
Наверх