Начиная говорить о стилистических фигурах, сразу поясним: слово «стилистические» имеет отношение не к авторскому стилю, как можно было бы подумать, а к стилистике – разделу языкознания, изучающему принципы выбора слов. Очень интересная, надо сказать, наука!
В данном разделе мы рассмотрим стилистические фигуры, которые не являются тропами, но так же часто применяются в стихосложении.
Важным элементом стихотворного мастерства является инверсия – приём, в ходе которого вы переставляете местами слова в предложении:
За хлебом в магазин жена моя
Пошла, забыв о важности пакета!
Кассирша продала пакет, змея!
Дыра в боку семейного бюджета!..
Обычным языком вы описали бы ситуацию этими же словами так: «Моя жена пошла за хлебом в магазин», но применение инверсии добавляет динамики стихотворению и позволяет уложиться в заданный размер и рифму.
С другой стороны, неуемная эксплуатация инверсии в угоду все тем же размеру и рифме порой приводит к курьезным нагромождениям типа:
Я с буквы записал в тетрадь заглавной:
«Страны моей народа подвиг славный».
Не так уж просто понять из этих строк, что имеется в виду следующее: «Я записал в тетрадь с заглавной буквы: «Славный подвиг народа моей страны».
Горячо любимый одним из авторов книги приём – рондо. Он распространён не только в поэзии, но и в музыке. Его суть заключается в так называемом кольцевании. Применительно к поэзии это выглядит так: стихотворение начинается и заканчивается одной и той же строчкой (двумя) или фразой (словом). Например:
Мне было тяжело, но я не сдался!
Я проходил за лесом новый лес!
Менялось всё, но я собой остался,
Пред совестью в долги я не залез!
Я выдержал давление небес,
Прошёл на мужика суровый тест!
Мне было тяжело, но я не сдался!
Конечно, рондо эффектнее смотрится «на длинной дистанции», то есть в больших произведениях, но оно может быть применимо и в ёмких стихотворениях, что показывает приведённый пример.
Хорошим приёмом является также антитеза. Это противопоставление, усиливающее эффект стихотворения.
Чувства боролись упорно во мне:
Два неизменных и жизненных волка!
Серый – безволие – выл при луне,
Белый – упорство – скрипел зубом звонко!
Серый – отчаянье – лёг у реки,
Белый – стремление – полз, не сдаваясь!
Серый дрожал, как напуганный заяц,
Белый – бросался огнём на флажки!
Выйди из будней бесплотных оков,
Выбери дело из этих волков!
Классическим стилистическим приёмом является анафора – повтор одинаковых звуков или слов в начале каждой строки или строфы:
Громкий выстрел – это пушки,
Громкий «каррр» – вороны в роще!..
Громкое «ку-ку» – кукушки,
Громкий голос – это тёща!
В данном примере словом «громкий» производится нагнетание обстановки перед неожиданной развязкой.
Все приведённые приёмы являются классическими, и применять или не применять их в современной поэзии – зависит от вас. Но можем вас уверить в том, что их использование раскроет новые грани вашего стихотворения, позволив ему заиграть новыми красками.
Задание к блоку XVI
Проанализируйте стихотворение, найдите указанные приемы.
У Эзопа много разных басен:
Басня про лихого муравья,
Басня про мартышку и очки,
Басня про тебя и про меня,
И про то, как тянут вниз рачки,
И про то, как горек хлеб врагов,
Хлеб родной – достоин и прекрасен!
Мне не даст соврать сейчас Крылов –
У Эзопа много разных басен.
Придумайте своё стихотворение, содержащее любые два из четырёх описанных приёмов.